Новый сайт начал работу

Крымскотатарские свадьбы всегда были многолюдны. На праздник собирается как правило до 300, а то и больше гостей. По традиции, первый день проходит у невесты, а второй - у жениха. До 1930-х гг. жених не принимал участия в свадебном торжестве на стороне невесты. Позже этот обычай стал соблюдаться не так строго, и жених мог присутствовать и в первый день на празднике.
Свадьба начинается исполнением торжественной мелодии "Такъсим", оповещающей всех о таком важном событии, как создание новой семьи. Далее обязательно исполняется "Пешраф", веселая и жизнерадостная музыка, но с нотками грусти, так как, несмотря на всю торжественность происходящего, присутствует элемент печали у невесты и ее родных. Распорядитель свадьбы - той агъасы или той ачмакъ произносит речь, в которой приветствует и благодарит присутствующих от имени хозяев свадьбы, поздравляет родителей молодых, напутствует невесту и жениха, затем объявляет свадьбу открытой. Приходя на свадебный вечер на сторону невесты или жениха, гости со словами: "Селям алейкум! Эйилигинъиз хайырлы олсун!" -"Здравствуйте! Поздравляем Вас!" поздравляют родителей, близких и дарят молодым подарки. После этого музыканты исполняют мелодию "Долу" ("Застольная"), а гости приступают к угощению. Музыка является обязательным и одним из важных атрибутов свадьбы. Поэтому, чтобы избежать однообразия, к музыкантам приставляется специальный человек - чалгъыджыларнынъ башында тургъан адам. От того, насколько он умело руководит музыкантами на свадьбе, зависит очень многое.
Основной частью свадьбы являются танцы. Первым объявляется танец девушки и парня - как правило, сестры и брата невесты (в первый день), или жениха (на второй день). Обязательно сначала исполняется древнейший народный крымскотатарский танец "Агъыр ава", затем -плавный переход к быстрому танцу "Хайтарма", без которого не обходится ни один праздник у крымских татар. В течение свадьбы танцуют несколько пар. Кульминация вечера - танец жениха и невесты. Он обычно продолжается довольно долго, так как каждый участник свадьбы во время этого танца выходит и дарит деньги молодым, прикрепляя их на специальный атласные ленты на одежде невесты и жениха, предназначенные специально для этого - акъча япыштырмакъ. В завершение своего выступления молодые исполняют танец "Хоран оюны", гости тоже танцуют. После этого танца свадьба завершается исполнением прощальной мелодии для сватов - "Къудаларгъа марш".
Во второй день за невестой приезжают посланники жениха. Разыгрывается обряд выкупа невесты. Сваты - къудалар подходят к ее комнате, но подруги не пускают их, требуя выкупа. В шуточной форме устраивается торг, в результате которого, получив желаемое - деньги, сладости, подруги разрешают войти к невесте, чтобы забрать ее. Наступает самый печальный момент свадьбы. Невеста просит у родителей благословения -эляллыкъ, целует в знак уважения их руки и, заливаясь слезами, прощается с ними, а также с родными и подругами. Такой обычай, прежде всего, был связан с тем, что раньше невесту как правилу выдавали замуж в дальнее село, и не было возможности часто навещать дочь. А во дворе в это время совершенно иная обстановка: кругом суета, шум, веселье, звучит музыка - готовятся к отъезду свадебного кортежа. К крыльцу подается машина для невесты, раньше это был нарядный экипаж. Лошадей украшали монетами, лентами, дорогой сбруей. Из дома невесту выводит отец, в некоторых случаях - дядя или старший брат. Вместе с невестой обязательно сажают маленького мальчика - брата или племянника невесты с Кораном. Коран для невесты покупается ее родителями. Он бережно кладется в Къуран къапакъ - футляр для Корана, который заранее расшивала богатым орнаментом сама невеста или ее мать. Родные, близкие и друзья невесты размещаются в свадебном кортеже. Родители невесты остаются дома. В сопровождении громкой и веселой музыки свадебная процессия направляется к дому жениха. Раньше по пути молодые люди на лошадях, сопровождавшие кортеж, устраивали джигитовки - разнообразные сложные упражнения на лошадях под музыку. Иногда при подъезде к дому жениха свадебную процессию останавливают его родственники или соседи, обычно молодежь и дети, в шуточной форме требуя выкупа, и только после получения символических подарков они освобождают путь.
У дома невесту с гостями встречает жених с матерью и родственниками. Музыканты исполняют мелодию песни "Агълама келин, агълама ("Не плачь, невеста, не плачь")". Будущая свекровь за условную цену "выкупает" Коран невесты, а потом дарит ей подарок. Невеста выходит к жениху, и мать осыпает их мелкими монетами и конфетами, а дети с шумом собирают их. Приехавших къудалар приглашают в дом, где их угощают сначала вареньем, чтобы молодым сладко жилось, а затем подносят традиционный кофе со сладостями. Через некоторое время невеста и жених в сопровождении къудалар под музыку выходят к праздничному столу, где уже собрались гости. Свадебный вечер проходит примерно так же, как и в первый день.
Утром следующего дня свекров, как правило, дарит невестке дорогой подарок, обычно ювелирное изделие. Невестка приветствует новых родителей, целуя им в знак уважения руки. Она готовит традиционный кофе невестки - келин къавеси и подает его вместе со сладостями своим новым родным и первым гостям. Братья и сестры невесты приходят навестить сестру и приносят в дом молодоженов украшенный лентами веник на счастье и благополучие новой семьи. Этот обычай называется тойдан сонъ экинджи куню келиннинъ къардашлары ильванланган сипирки алып келе.
Через неделю после свадьбы устраивается чагъыртув сначала на стороне невесты, а затем - у жениха. Это маленькое торжество в кругу близких и знакомых с целью установления более тесных взаимоотношений между новыми родственниками. Так происходит первая встреча двух породнившихся семей. Эти визиты являются началом взаимных посещений - барма-кельме - в дальнейшем.
Айшат Зиядин, Крым,
Из журнала "АлТаБаш" (Германия)